Управляющая компания не вправе самостоятельно устанавливать или досрочно изменять тарифы. Право на утверждение тарифов принадлежит общему собранию собственников многоквартирного дома, заключившего договор на обслуживание с конкретной управляющей компанией
.
Все управляющие компании в сфере ЖКХ организуются и действуют в строгом соответствии с несколькими нормативными актами. Общефедеральными являются:
- Жилищный кодекс (ЖК) РФ;
- Постановление Правительства №491 от 2006 года;
- Постановление Правительства №354 от 2011 года;
- Отдельные статьи ГК РФ и КОАП РФ
Как формируются тарифы и почему они могут отличаться? Каждая управляющая компания формирует тарифы на услуги в соответствии с реальными затратами, которые она вынуждена нести, поэтому они могут значительно отличаться. Жители соседних кварталов и даже домов в пределах одного квартала (если дома обслуживаются разными УК) могут платить совершенно различные суммы за один и тот же перечь предоставляемых услуг.
Тариф зависит от размеров управляющей компании (чем больше домов обслуживает управляющая компания, тем ниже тариф) и наличия у управляющей компании собственного автопарка и строительной техники для выполнения всего комплекса работ по обслуживанию домов.
Как происходит механизм контроля тарифов?Управляющая компания обязана ежемесячно направлять собственнику счет с подробной расшифровкой всех видов оказанных услуг, стоимости за единицу и общей стоимости в зависимости от площади занимаемой собственности и приходящихся не неё площади мест общего пользования.
Как обжаловать нарушение тарифов со стороны управляющей компании? Обжаловать тарифы следует до утверждения их общим собранием собственников многоквартирного дома.
Необходимо направить жалобу на установленные управляющей компанией тарифы в контролирующий орган:
- Жилищная инспекция;
- Роспотребнадзор;
- Комитет по тарифам местной администрации.
В случае несогласия с заключением указанных органов по формированию того или иного тарифа, собственник вправе обжаловать тариф в судебном порядке, подав иск в суд, по месту нахождения управляющей компании.
Жалоба может быть подана в контролирующий орган заказным письмом с уведомлением о вручении или направлена на сайт контролирующего органа с использованием личного кабинета собственника в многоквартирном доме.